Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком.
Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе!
В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.
Для формирования речи важное значение имеет:
- моторное развитие (развитие двигательной сферы),
- дифференциация (различение) слухового восприятия,
- развитие ориентировки в окружающем мире,
- формирование потребности в общении.
В основном все родители используют общие методы семейного воспитания: личный пример, поощрение, убеждение, наказание.
Самым важным условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему взрослые.
Особое внимание родители и педагоги должны уделять развитию речи детей. Для развития у детей всех сторон устной речи: правильного звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи родителям необходимо – оказать посильную помощь своему ребенку в постановке звуков, учитывая рекомендации учителя-дефектолога.
В первую очередь особое внимание необходимо уделять лечению ребенка с незначительными отклонениями в речевом развитии. Большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры. Необходимо найти причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребенка.
При наличии у ребенка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним, или путем грубого насилия стараться его преодолеть. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотр телепередач. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены. Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии.
Воспитание правильной речи у детей - сложная задача, требующая своевременного вмешательства специалистов, длительных занятий.
Серьезность этих занятий родители должны понять и своевременно помочь своему ребенку. Естественно, ведущая роль в работе над коррекцией дефектов речи принадлежит учителю-дефектологу. Но одних занятий с учителем-дефектологом бывает недостаточно, Необходимы ежедневные дополнительные занятия с близкими ребенку людьми – родителями, родными, которые закрепят достигнутые на коррекционных занятиях результаты, помогут сократить подготовительный период работы, сделать его более интересным для ребенка и что самое важное - более результативным.
Для развития звуковой стороны речи родителям необходимо по рекомендациям учителя-дефектолога проводить со своим ребенком специальные игровые упражнения, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении. Проводить игровые упражнения по развитию фонематического слуха, речевого внимания. Для развития мелкой моторики рук проводить игровые упражнения («Белка», «Пальчик-мальчик» и др.). Родители могут давать детям в домашних условиях под контролем вырезать ножницами, собирать мозаику, конструктор, лепить из пластилина и т.д. Педагоги систематически проводят артикуляционную гимнастику, игры и игровые упражнения для развития речевого внимания, фонематического слуха (определять на слух наличие звука в слове), речевого дыхания, мелкой моторики рук, используя специальные упражнения и занятия по видам детской деятельности предусмотренных образовательной программой.
В целях обогащения и формирования словарного запаса у детей родители могут читать детскую и художественную литературу, беседовать с детьми, обращать особое внимание на то, из чего сделаны предметы, какой они формы, цвета, размера, расширять обобщающие понятия: игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, дикие и домашние животные, транспорт и т.д. Педагоги формируют и развивают словарь детей в процессе всех видов детской деятельности на занятиях, прогулках, режимных моментах и т.п. Проводят игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры на закрепление обобщающих слов, осмысленное употребление антонимов. Учат детей осуществлять подбор действий к предмету, объекту, вырабатывают понимание значений обобщающих слов.
Для формирования грамматического строя речи педагоги упражняют детей в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения, в образовании имен существительных во множественном числе, родительном падеже множественного числа, учат пользоваться глаголами. Проводят речевые игры и специальные упражнения по ознакомлению детей с некоторыми способами словообразования. Родители стремятся, чтобы речь всех взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка.
Развитию связной речи способствует обмен впечатлениями родителей с детьми после просмотра мультфильма, прочтения сказки, стихотворения и т.п. При это необходимо стимулировать ребенка к составлению и распространению простых предложений, упражнять в составлении рассказов по сюжетным картинам, сериям картин, по представлению.
Важно знать, что ошибки в устной речи являются причиной нарушения чтения и письма у учащихся в дальнейшем!!! Поэтому участие и роль родителей в развитии ребенка очень велика.