МБОУ "Манская СОШ"
п. Мана, Партизанский р-н, Красноярский край
  • Учитель -дефектолог

    Учитель - дефектолог - Алексеева Татьяна Александровна

    Уважаемые учащиеся, родители (законные представители), педагоги, по возникающим вопросам
    Вы можете обратиться по телефону  8 - 39140 - 24 - 6 - 39

    График работы: 

    День недели Индивидуальные занятия Консультативная работа
    понедельник 14:00 - 16:30 10:00 - 12:00
    вторник 14:00 - 15:30 10:00 - 12:00
    среда 14:00 - 15:30 15:30 - 16:30
    четверг 14:00 - 15:00

    10:00 - 12:00

    15:00 - 16:00

    пятница 14:00 - 16:00 11:00 - 12:00

    Алексеева Татьяна Александровна.
    Учитель - дефектолог

    ЧТО ЭТО ЗА СПЕЦИАЛИСТ «УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ»? 

    Основная деятельность дефектолога в школе направлена на детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и  которые нуждаются в специализированных  (коррекционных) условиях обучения. Этим детям обеспечивается дефектологическое сопровождение, которое подразумевает включение работы специалиста во все сферы учебно-воспитательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, учителям, администрации школы в форме рекомендаций.

    Основной формой организации дефектологической работы являются групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется в соответствии с его учебным планом.

    НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

    1. Развитие психомоторики и сенсорных процессов - это развитие мелкой моторики. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика, возникают трудности с письмом, если есть трудности с письмом, то есть и трудности со связной речью.

    2. Формирование пространственно-временных отношений - здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

    3. Умственное развитие - здесь корригируются высшие психические функции, такие как внимание, восприятие, память, мышление.

    4. Нормализация ведущей деятельности возраста. Как известно у детей ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная. К сожалению, не у всех детей она ведущая, особенно у обучающихся с задержкой психического развития и у обучающихся с умственной отсталостью. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

    5. Формирование представлений о предметах и явлениях - здесь корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад, а ведь в этом возрасте формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. Это очень важное направление, ведь оно является предпосылкой развития математических навыков.

    6. Обогащение словаря и развитие связной речи – это коррекция нарушений звукопроизношения через развитие познавательной деятельности детей и использование форм речевого развития.

    7. Готовность к восприятию учебного материала - направлен в основном на обучающихся 1-го класса, включает в себя помощь в подготовке к изучению большого количества нового учебного материала. В результате коррекции по данному направлению у обучающихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

    Занятия учителя - дефектолога с детьми

    Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком.

    Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе!

    В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

    Для формирования речи важное значение имеет:

    - моторное развитие (развитие двигательной сферы),

    - дифференциация (различение) слухового восприятия,

    - развитие ориентировки в окружающем мире,

    - формирование потребности в общении.

    В основном все родители используют общие методы семейного воспитания: личный пример, поощрение, убеждение, наказание.

    Самым важным условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему взрослые.

    Особое внимание родители и педагоги должны уделять развитию речи детей. Для развития у детей всех сторон устной речи: правильного звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи родителям необходимо – оказать посильную помощь своему ребенку в постановке звуков, учитывая рекомендации учителя-дефектолога.

     В первую очередь особое внимание необходимо уделять лечению ребенка с незначительными отклонениями в речевом развитии. Большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры. Необходимо найти причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребенка.

    При наличии у ребенка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним, или путем грубого насилия стараться его преодолеть.  Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотр телепередач. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены. Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии.

    Воспитание правильной речи у детей - сложная задача, требующая своевременного вмешательства специалистов, длительных занятий.

    Серьезность этих занятий родители должны понять и своевременно помочь своему ребенку. Естественно, ведущая роль в работе над коррекцией дефектов речи принадлежит учителю-дефектологуНо одних занятий с учителем-дефектологом  бывает недостаточно, Необходимы ежедневные дополнительные занятия с близкими ребенку людьми – родителями,  родными, которые закрепят достигнутые на коррекционных  занятиях результаты, помогут сократить подготовительный период работы, сделать его более интересным для ребенка и что самое важное - более результативным.

    Для развития звуковой стороны речи родителям необходимо по рекомендациям учителя-дефектолога проводить со своим ребенком специальные игровые упражнения, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении. Проводить игровые упражнения по развитию фонематического слуха, речевого внимания. Для развития мелкой моторики рук проводить игровые упражнения («Белка», «Пальчик-мальчик» и др.). Родители могут давать детям в домашних условиях под контролем вырезать ножницами, собирать мозаику, конструктор, лепить из пластилина и т.д. Педагоги систематически проводят артикуляционную гимнастику, игры и игровые упражнения для развития речевого внимания, фонематического слуха (определять на слух наличие звука в слове), речевого дыхания, мелкой моторики рук, используя специальные упражнения и занятия по видам детской деятельности предусмотренных образовательной программой.

    В целях обогащения и формирования словарного запаса у детей родители могут читать детскую и художественную литературу, беседовать с детьми, обращать особое внимание на то, из чего сделаны предметы, какой они формы, цвета, размера, расширять обобщающие понятия:  игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, дикие и домашние животные, транспорт  и т.д. Педагоги формируют и развивают словарь детей в процессе всех видов детской деятельности на занятиях, прогулках, режимных моментах и т.п. Проводят игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры на закрепление обобщающих слов, осмысленное употребление антонимов. Учат детей осуществлять подбор действий к предмету, объекту, вырабатывают понимание значений обобщающих слов.

    Для формирования грамматического строя речи педагоги упражняют детей в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения, в образовании имен существительных во множественном числе, родительном падеже множественного числа, учат пользоваться глаголами. Проводят речевые игры и специальные упражнения по ознакомлению детей с некоторыми способами словообразования. Родители стремятся, чтобы речь всех взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка.

    Развитию связной речи способствует обмен впечатлениями родителей с детьми после просмотра мультфильма, прочтения сказки, стихотворения и т.п. При это необходимо стимулировать  ребенка к составлению и распространению простых предложений, упражнять в  составлении рассказов по сюжетным картинам, сериям картин, по представлению.

    Важно знать, что ошибки в устной речи являются причиной нарушения чтения и письма у учащихся в дальнейшем!!! Поэтому участие и роль родителей в развитии ребенка очень велика.

    Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Почему?

    Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

    Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни.

    Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

    Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

    Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных упражнений, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

    Для реализации цели определены следующие задачи:

    • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
    • Сформировать элементарные специфические графические навыки.
    • Подготовить руку ребенка к письму.

    Для решения задач использую следующие средства:

    • Развитие графической моторики.
    • Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандашей. Для штриховки используются книги для раскрашивания.
    • Обведение контуров. Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
    • Рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить.
    • Рисование по опорным точкам, пунктирным линиям.
    • Раскрашивание картинки.
    • Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью.

    Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание, слуховое восприятие).

    Массаж рук, пальчиковые игры, пальчиковый тренинг способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.

    Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.

    1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
    2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
    3. Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу.
    4. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.
    5. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.
    6. Интенсивное растирание каждого пальца.
    7. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.

    Пальчиковый тренинг.

    1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, Затем вправо. 4-5 раз.
    2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.
    3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4-6 раз.
    4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5-6 раз.
    5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3-4 раза.
    Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, локти поставлены на стол. Постепенно довести количество повторений до 10-15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

    Пальчиковые игры – культурное наследие немецкого народа. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.

    • Игры (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
    • Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.
    • Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.
    • Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

    Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, предлагаю использовать разнообразные приемы не только в школе, но и дома с родителями:

    • Пальчиковая гимнастика;
    • Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
    • Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)
    • Сминание пальцами комочков из бумаги;
    • Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
    • Завязывание и развязывание бантов, узлов;
    • Застегивание пуговиц, молний, крючков;
    • Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
    • Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
    • Лепка из пластилина.
    • Конструирование
    • Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.)
    • Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

    Все виды занятий – кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

    Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму предлагаю методику, разработанную Т.В.Фадеевой.

    Упражнение 1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

    Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

    Упражнение 3. Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.

    Упражнение 4. На столе лежит 10-15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

    Упражнение 5. Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

    Упражнение 6. Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывать ручку в правую руку и т.д.

    Упражнение 7. Это упражнение напоминает перекладывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны

    1) Всегда помните – что у такого ребенка есть свои надежды, мечты, права и достоинства, несмотря на его состояние, он – личность.

    2) Каждый ребенок может проявлять свои чувства, так же как и любой другой ребенок. Не стоит искать «проявления синдрома» в поведении ребенка, его эмоциях.

    3) Помните, что основные потребности ребенка с синдромом Дауна ничем не отличаются от потребностей любого другого ребенка.

    4) Нередко родители «нормальных» детей опасаются, что их ребенок общается со сверстником с Синдромом Дауна. Такое непонимание является огромной проблемой общества, как для детей с синдромом Дауна, так и для их родителей. Педагогический коллектив, коллектив класса должны учиться быть толерантными по отношению к каждому «особому» школьнику.

    5) Помните, что ребенок с синдромом Дауна в классном коллективе не должен оттягивать на себя Ваше внимание и всецело занимать вашу жизнь. Не относитесь к нему, как к «кресту», который нужно нести.

    6) Ребенок с синдромом Дауна не только нуждается в любви своих родных, но и в общении и дружбе со сверстниками, которым его предстоит научить.

    Рекомендации членам педагогического коллектива по созданию условий успешного обучения детей с синдромом Дауна:

    1) Главное условие, предшествующее процессу обучения и воспитания, и сопровождающее его - обязательное изучение индивидуальных особенностей каждого ребёнка и осуществление индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

    2) При планировании и организации коррекционной работы исходить из возможностей ребёнка и уровня его развития: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, а в дальнейшем - усложняться.

    3) Одним из важнейших элементов учебно-воспитательного процесса является единство требований и настойчивость всех педагогов и сопровождающих ребёнка специалистов

    4) Необходимо создание условий для улучшения возможностей развития ребёнка в целом и организация помощи ребёнку там, где ему сложно.

    5) Цель и результаты не должны быть слишком отдалены по времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для учащегося.

    6) Необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.

    7) Коррекционные занятия проводятся по мере выявления психологом индивидуальных проблем в развитии и обучении.

    8) Содержание индивидуальных занятий должно исключать формальный механический подход (натаскивание на формирование отдельных навыков).

    9) При подготовке и проведении занятий необходимо использовать различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задачи.

    10) Рекомендуется применять технические средства обучения (ТСО), стимулирующие воображение и мышление учащихся, разнообразное оборудование и яркую, привлекательную наглядность, а также натуральные предметы и их объёмные изображения, макеты.

    11) Необходимо чаще использовать и создавать ситуации для естественной речевой среды, спонтанных речевых высказываний, дополнительной стимуляции:

    • переспрашивать, просить повторить слово,
    • выражать одобрение и стимулировать дальнейшие действия (словами «хорошо», «а дальше»), задавать вопросы о том, почему ребёнок выполнил то или иное действие,
    • задавать наводящие вопросы или высказывать критические выражения, и подсказывать, давать совет действовать тем или иным способом,
    • демонстрировать действия и просить повторить их самостоятельно,
    • обучать тому, как надо выполнять задания.

    12) Следующее условие успешной работы – постоянное взаимодействие с родителями, ежедневные индивидуальные консультации по методикам преподавания изучаемого материала, информирование о достижениях и неудачах, обсуждение и выбор путей их преодоления.

    1. Учителю необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком, если это затруднительно, то осуществлять работу через посредника.

    2. Чтобы избежать нежелательных конфликтов, учитель должен предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к появлению аутичного ребенка.

    3. Среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли бы общаться на переменах с аутичным ребенком.

    4. Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить "непонятливому" взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость.

    5. Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.

    6. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.

    7. Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.

    8. Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.

    9. Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.

    10. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.

    11. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с  указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам).

    12. Педагогу надо установить ряд правил, связанных с контролем успеваемости:

    -разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере);

    - предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ;

    - разрешать переписывать контрольные работы;

    - принимать работу позже установленного срока;

    - не сравнивать аутичного ребенка с другими детьми, а регулярно отслеживать динамику его развития.

    Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребенок наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью.

    14. У педагога должно быть четкое понимание, что аутичному ребенку важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме.

    15. Необходимым этапом в обучении аутичного ребенка является подготовительная работа:

    • беседа специалистов с родителями, с целью выявления психологических и речевых особенностей;
    • проведение обучающих семинаров, где учителя знакомятся с основными подходами к обучению аутичных детей;
    • необходимые условия эффективности учебного процесса аутичного ребенка:
    • психологическая совместимость учителя и ученика;
    • разработка индивидуальной учебной программы для каждого ребенка по разным предметам, индивидуальных занятий со специалистами;
    • постоянное сопровождение ребенка в течение учебного дня;
    • взаимодействие специалистов с учителями по сопровождению аутичного ребенка;

    17. Организация отдельного игрового пространства, где ребенок мог бы провести пугающую его перемену;

    18. Соблюдение правил сопровождения аутичного ребенка во время учебного процесса;

    19. Обязательный мониторинг ситуации, позволяющий оперативно вносить изменения в учебный процесс.

    Критерием успеха в обучении аутичных детей является не овладение школьными знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в социализации. Можно научить ребенка максимально возможной для него адаптации в обществе, причем максимум для них очень и очень высок. Надежда есть, что такой ребенок вырастет уверенным в своих силах, счастливым, со многими важными навыками. Но не стоит ждать, что он станет "как все".

    1. Учителю необходимо знание особенностей психофизиологического развития, а также типичных трудностей, возникающих при овладении учебным материалом.

    2. До начала обучения необходимо провести подробную беседу с родителями об увлечениях ребёнка, его интересах, склонностях, любимых занятиях, играх, выяснить какие двигательные навыки у него развиты и в процессе какой деятельности он их активизирует.

    3. Учитель выясняет положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

    4. Установление тесного контакта и сотрудничества учителя с родителями.

    5. Перед приходом ребёнка с ДЦП в массовый класс, необходима предварительная работа с детским коллективом этого класса.

    6. Необходимо учитывать, что акт письма формируется крайне медленно.

    7. Учитель должен посадить учащегося с ДЦП на тот ряд и на ту парту, которые позволят ученику свободно стоять или выходить из-за парты; пространства на столе должно быть достаточно для манипуляции учебными принадлежностями.

    8. Наблюдая за тем, как ученик выполняет письменные работы, учитель дожжен понять, как ему проще и легче справляться с поставленными задачами: сиди или стоя.

    9. Необходимо рационально определить дозировки письменных и контрольных работ (индивидуальный подбор объёма и способа выполнения заданий).

    10. Необходимо варьировать формы выполнения письменных заданий.

    11. Если ребёнок не успел выполнить задание полностью письменно, часть задания он может ответить устно.

    12. При обучении чтению рекомендуется использовать специальные закладки.

    13. При оценке устного ответа обязательно нужно учитывать речевые особенности.

    14. При оценке результатов письменных работ и при оценке знаний также следует учитывать особенности.

    1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определѐнных усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка. 

    2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности. 

    3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания. 

    4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно. 

    5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время. 

    6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен. 

    7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объѐм восприятия снижен. 

    8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д. 

    9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы. 

    10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий. 

    11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут). 

    12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. 

    13. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.). 

    14. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.) 

    15. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности. 

    16. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов 

    17. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах. 

    18. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий. 

    19. На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей. 

    20. Создание доверительных отношений со взрослыми. 

    21. Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду. 

    1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна соответствовать психофизическому состоянию ребенка, его возможностям.

    2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с УО с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

    3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

    4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

    5. Не требовать от ребёнка с УО изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

    6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

    7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.

    8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

    9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.

    10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

    11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).

    12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться

    активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.

    13. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик ит.п.).

    14. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). Особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.

    15. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.

    16. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с 2- многократным повтором основных моментов.

    17. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с УО и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

    18. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках, так и во время внеурочных занятий.

    19. На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.

    20. Создание доверительных отношений со взрослыми.

    21. Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie